Управление финансами бюджетных учреждений в условиях внедрения системы государственного (муниципального) задания

16.01.2014

 Традиционно актуальной темой исследования являются проблемы совершенствования управления финансами в бюджетных организациях. Совершенствование управления финансами в бюджетных организациях является актуальной темой сегодня. Система финансирования бюджетных учреждений в России имеет определенные особенности и периодически корректируется.

Последняя попытка реформирования механизмов бюджетного финансирования была проведена относительно недавно. 08.05.2010 года вышел Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Введение этого закона повлияло на изменение системы учета в соответствующих учреждениях. Появилась необходимость значительным образом перестроить систему управленческого учета и бюджетирования.

Действие этого закона распространяется на бюджетные учреждения – некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Ранее деятельность таких учреждений финансировалась на основе сметы. Было предусмотрено несколько видов смет: смета с указанием лимитов бюджетного финансирования, смета внебюджетных доходов и расходов, получаемых от приносящей доход деятельности, смета дополнительного бюджетного финансирования и др. Новый закон предусматривает, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не имеет права отказаться. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Переход от сметного финансирования к получению субсидий на выполнение государственного задания должен способствовать повышению эффективности функционирования этих учреждений за счет повышения качества и полноты предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг. Кроме того, повышение эффективности их деятельности должно осуществляться и за счет развития внебюджетной деятельности, поскольку бюджетные учреждения по закону вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, а также вправе осуществлять иные виды деятельности, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Рассматриваемый закон направлен на создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансирования, а также стимулирование органов исполнительной власти по оптимизации подведомственного бюджетного сектора.

ФГБОУ ВПО «МГСУ» также относится к бюджетным учреждениям, получает финансирование и ведет учет в соответствии с данным законом. МГСУ также имеет возможность получать внебюджетные доходы от образовательных услуг (как высшего, так и дополнительного профессионального образования), научно-исследовательских работ, сдачи в аренду временно свободных помещений и т.д.

С точки зрения государственного учреждения, в частности, МГСУ, переход на систему государственного задания означает необходимость отказа от существующей системы управленческого учета и необходимость в короткие сроки наладить систему учета, соответствующую появившимся требованиям и особенностям бюджетного финансирования. Это процесс характеризуется значительным усложнением учета. Если ранее ВУЗ имел дело с тремя основными видами источников финансирования, то сейчас таких источников – видов финансового обеспечения – 7. Более того, появляется необходимость составлять и исполнять план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) ВУЗа. При этом изменяется горизонт планирования. Если ранее планирование велось на один календарный год, то теперь, при составлении ПФХД необходимо планировать на 3 года. Такие изменения оказались настолько значительными, что далеко не все бюджетные учреждения, в том числе ВУЗы, смогли полностью воспринять новую систему учета и наладить процессы управленческого учета, что необходимо для эффективного управления финансовыми ресурсами учреждения.

Ситуация осложняется тем, что многие ВУЗы получили от Министерства образования дополнительные средства на реализацию различного рода программ развития. Так, например, МГСУ была присвоена категория научно-исследовательского университета (НИУ). С экономической точки зрения получение данного статуса предполагает дополнительное бюджетное финансирование различных крупномасштабных проектов и мероприятий по развитию университета как научного центра, но при условии обеспечения ВУЗом софинансирования программы развития из собственных внебюджетных средств.

Финансирование НИУ осуществляется из Федерального бюджета, а также за счет софинансирования из внебюджетных фондов. Финансирование из федерального бюджета предусматривается в течение десяти лет и осуществляется в виде дополнительных ассигнований на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений, субсидий автономным учреждениям и т.д. при условии обеспечения национальным исследовательским университетом ежегодного внебюджетного софинансирования программы развития в размере не менее 20% размера ассигнований федерального бюджета, выделенных на эти цели [4]. Все это говорит, во-первых, о необходимости вести отдельный учет средств таких программ развития, а во-вторых, о необходимости эффективного управления финансовыми ресурсами ВУЗа для обеспечения заявленного финансирования в полном объеме, что может быть достигнуто только при наличии эффективной системы учета.

С учетом изложенных условий функционирования бюджетных учреждений, можно сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Необходимо организовать систему оперативного учета, то есть полного учета движения денежных средств учреждения (доходов и расходов по счетам) с определением и фиксацией основных параметров платежа – от суммы, плательщика и предмета платежа до вида финансового обеспечения, статьи доходов или расходов, дополнительных сведений об отнесении платежа к конкретному направлению деятельности или программе развития. Собранные данные по доходам и расходам учреждения образуют полноценную базу данных, с помощью которой впоследствии может осуществляться анализ финансовой деятельности ВУЗа по различным учетным характеристикам. Более того, такая база данных может стать основой постепенного накопления ретроспективной информации, что необходимо для эффективного планирования в последующие периоды. Кроме этого, накопленные данные могут быть использованы для создания внутренней системы нормирования в учреждении. Нормирование расходов является одним из наиболее эффективных управленческих инструментов планирования и контроля. Нормы расходов могут формироваться по видам работ или услуг, подразделениям, категориям работающих (АУП, УВП, ППС), группам учащихся (бакалавры, магистры, специалисты). При этом норма может фиксироваться приказом по ВУЗу. Нормы могут быть разработаны в расчете на одного преподавателя, на одного студента, на единицу занимаемой площади и т.д. и традиционно являются действенным инструментом экономии и снижения управленческих расходов.

2. Действенным и не раз доказавшим свою актуальность инструментом учета является система бюджетирования. Она становится просто необходимо в рамках тех современных условий работы ВУЗа, которые были описаны ранее. Она позволяет вести полноценный учет по всем видам финансового обеспечения, формировать иерархическую систему планирования – от уровня подразделения или проекта до уровня консолидированного бюджета учреждения, используя как разрезы анализа статьи КОСГУ (классификатора операций сектора государственного управления) и управленческих статей доходов и расходов, принятых в учреждении для обеспечения учета по данным, удобным для принятия управленческих решений и предоставления управленческой информации менеджменту. Стоит также отметить, что система бюджетирования позволяет эффективно спланировать ресурсы по периодам (месяц, квартал), не допустить появления кассовых разрывов, связанным с сезонностью пиковых значений доходов и расходов, а также является инструментом, позволяющим изыскать внутренние ресурсы для обеспечения софинансирования программ развития. Таким образом, в условиях изменения системы финансирования бюджетных учреждений, особое значение приобретает постановка системы оперативного учета и бюджетирования. Эти инструменты позволяют наладить учет для целей управления финансовыми ресурсами ВУЗа с учетом новых требований и при обеспечении максимальной эффективности управления финансовыми ресурсами.