Состояние развитие системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве

16.01.2014

Развитие всей строительной отрасли напрямую зависит от решения проблем ценообразования. Совершенствование системы ценообразования — одно из важнейших направлений эффективного использования инвестиций в строительстве. Но определение стоимости строительства и ремонта не удовлетворяет требованиям развития экономики России.

Ценообразование является одним из основных экономических инструментов механизма государственного регулирования и стимулирования инвестиционно-строительной деятельности. В настоящее время в строительной отрасли происходит процесс трансформации системы ценообразования и сметного дела, обусловленный рядом причин как экономического, так и правового характера. Также изменились и технико-технологические условия строительства, которые определяют новые проектные решения, материалы, конструкции, технологии, машины и оборудование, не нашедшие отражения в сметно-нормативной базе 1984г. и 1991г.

В новой сметно-нормативной базе в составе единичных расценок зафиксирован уровень оплаты труда, стоимость материальных ресурсов и эксплуатации машин по состоянию на 1 января 2000 года, что является новым базисным уровнем цен в строительстве.

Несмотря на вносимые поправки увеличить смету без нарушений довольно легко, так как за основу принимаются сметные нормативы восьмидесятых годов, которые соответствуют технологиям строительства шестидесятых. По-прежнему учитывается устаревшая строительная техника, и производительность работ по сравнению с современными решениями может быть меньше на 30%.

Разработка и внедрение системы ценообразования в строительстве проводятся без необходимых обоснований и экономических расчетов, без проведения формальных процедур, регламентов и экспертиз, без профессиональной оценки отдельных нормативов и баз данных в целом.

Строительной отрасли необходим взвешенный подход к нормативному регулированию и стандартизации. Особое значение имеет унификация строительных норм и правил, что оказало бы благоприятное влияние на состояние ценообразования и сметного нормирования.

Реформирование существующего фонда нормативно-технической документации и его согласование с современными стандартами ИСО и стандартами ЕС, могло бы оказать определяющее влияние на темпы модернизации российской экономики в целом.

ISO – организация, которая является крупнейшим в мире разработчиком международных стандартов. ISO предоставляет платформу для разработки практических инструментов для строительной отрасли. Внедрение стандартов ISO в строительстве обеспечивает технические, социальные, экономические и экологические преимущества.

Введение альтернативной системы технического регулирования в строительстве на основе европейского подхода добровольности стандартов, рекомендованного ЕЭК ООН вместо старого, основанного на техническом регламенте и обязательных СНиПах и ГОСТах, является крайне важным для инвестиционно-строительной отрасли.

Европейский подход добровольности стандартов подразумевает использование еврокодов. Еврокоды – это документы, согласованные на уровне Евросоюза и рекомендованные к применению с учетом национальных особенностей. Национальные приложения к еврокодам предусматривают дополнительные требования к отдельным параметрам строительства, которые могут быть выше, но не ниже общеевропейских. Эти требования каждая страна определяет самостоятельно.

Россия могла бы пойти по пути введения еврокодов так же, как и Германия, где в период до 2012 г. допускалось параллельное применение документов национального законодательства и еврокодов. Для этого необходимо выстроить работу по сближению российского законодательства в области технического нормирования в строительстве с соответствующим законодательством Евросоюза. Также немаловажным является обновление испытательной базы и обучение профессорско-преподавательского состава строительных вузов и экспертов.

Совершенно очевидно, что формирование новой системы ценообразования в строительстве должно исходить из единого федерального органа, которого в настоящее время нет.

В заключение можно сделать вывод о том, что, несмотря на все преимущества европейского подхода добровольных стандартов, еврокоды не являются исчерпывающей нормативной базой, так как они обеспечивают только требования механического сопротивления и устойчивости и безопасность при пожаре. Российский же технический регламент оговаривает реализацию всех условий безопасности строительных материалов и изделий. Поэтому полностью заменить российскую нормативную базу еврокоды не могут.